Ербогачён

Неопределенный
ЕрбогачёнКатангский район, Иркутская область
село, входит в состав: Катангский район / райцентр
Ербогачен

Село Ербогачен расположено в верхнем течении Нижней Тунгуски на ее правом берегу. Это районный центр Катангского района Иркутской области. По разным источникам, основано то ли в 1786, то ли в 1860 году русскими охотниками-промысловиками. Во всяком случае, последняя дата — это дата регистрации Ербогачена как населенного пункта. Название происходит от эвенкийского слова нербэкэ ‘холм, поросший соснами’.

На момент работы в поселке экспедиции Института языкознания РАН  летом 2016 г. (при поддержке РНФ), по данным администрации, в селе проживало 1884 чел., в том числе 241 эвенк (12,8 %). Эвенкийским языком (катангским диалектом северного наречия) в разной степени владеют примерно 50 человек. Младшим носителям 25—30 лет. Среди молодых носителей выходцы из Тетеи — деревни в Катангском районе, где до сих пор сохраняется оленеводство, и села Иенгра в Якутии.

В селе имеется средняя школа. Раньше там многие годы велось преподавание эвенкийского, но к 2016 г. остался только факультатив. Есть также детский сад, библиотека, краеведческий музей им. В.Я. Шишкова, районный дом культуры, эвенкийский культурный центр, районная больница.

Помимо работы по поддержанию инфраструктуры райцентра, жители занимаются охотой, в том числе и на пушного зверя, рыбной ловлей, собирательством, огородничеством, держат коров и лошадей.

Языковые данные: 

(по данным 2016 г.)
Население: 1884 человека
Эвенки: 241 человека

Владеют эвенкийским языком в разной степени примерно 50 человек

Фотографии:

Ербогачен [2016]

Алексей Михайлович Салаткин (Лонтогир)

Информация Фонда «Татьяна» (https://fond-tatiana.ru/liter_11):

А.М.Салаткин, эвенк из рода Лонтогир, родился на р.Непа Катангского района Иркутской области в семье охотника. Учился в Ленинграде в Институте народов Севера, после окончания которого работал в комсомоле, в школе, Токминском кочевом совете по культурно-просветительской работе.

Писать стихи А.М.Салаткин начал во время учёбы в институте. Писал на эвенкийском языке. В 1937 году в Ленинграде вышел его первый поэтический сборник «Аги эвидерэн» («Тайга играет»).

В кузнице. П. И. Монго

Павел Иннокентьевич Монго вспоминает, как его отец ковал различные изделия: нож, пальму, колокольчик. Для переноски инструментов он использовал сумку из рыбьей кожи.

Сестра-оленевод. В. Г. Сычёгир

Текст записан в 2016 году в селе Ербогачён. Виктория Геннадьевна Сычёгир рассказывает о жизни на стойбище двоюродной сестры оленевода. Фаина одна управляется с оленями. Родственники посещают её на стойбище, но сама в посёлок переезжать женщина отказывается.

Николай Путугир

Возможно, о Николае Путугире пишет Анна Ильяш: «Дед Петра Монахова был сильнейшим шаманом. Из-за боязни гонения, а также из-за дальнейшей учебы в ВУЗе (почему-то предпочтения отдавалось эвенкам) братьям Николаю и Петру фамилию заменили на эвенкийскую Путугир. Бабушка Михаила Петровича, Прокопьева Дарья Григорьевна, – якутка, мать Антонина - русско-украинского происхождения, дочь казака, кавалера Георгиевского креста. Пётр и Николай, уже Путугир, обучались вместе на рабфаке Ленинградского университета» .

Медведь. И. И. Цуркан

Текст записан в селе Ербогачён в 2016 году. Ия Ивановна Цуркан рассказывает о том, как повстречала медведя неподалеку от аэропорта.

Моя бабушка рассказывала. И. И. Цуркан

Текст записан в 2016 году в селе Ербогачён. Ия Ивановна Цуркан вспоминает две сказки, которые когда-то рассказывала ей бабушка. В первой говорится о шаманке, которая обратилась медведицей. Во второй — о том, как эвенки повстречались с птицей Кингит.

Шаман. Н. Г. Егорова

Текст записан в 2016 году в Ербогачене. Наталья Григорьевна Егорова вспоминает, как когда-то с другими детьми тайком наблюдали камлание.

Как забудешь?. И. И. Цуркан

Ия Ивановна Цуркан рассказывает о жизни. Она вспоминает о жизни в Тетее, о родных. Ия Ивановна рассуждает также о судьбе эвенкийского языка.

Страницы

Подписка на RSS - Ербогачён