Судьба языкового наследия: передано младшим поколениям или утрачено?

26 / 05 / 2021

В среду 26 мая 2021 г. состоялся коллоквиум «СУДЬБА ЯЗЫКОВОГО НАСЛЕДИЯ: ПЕРЕДАНО МЛАДШИМ ПОКОЛЕНИЯМ ИЛИ УТРАЧЕНО?»

Материалы коллоквиума доступы по ссылке.

Усвоение языка в раннем детстве в семье – важнейшее условие сохранения языка. Сегодня многие автохтонные языки по всему миру находятся под серьезной угрозой исчезновения, поскольку они перестали передаваться внутри семьи от родителей детям. Родители, владеющие двумя языками – своим этническим и языком более высокого статуса и большей функциональной мощности – нередко предпочитают воспитывать своих детей на доминирующем языке территории или на официальном языке страны и не передавать им свой этнический язык, считая его бесполезным для их будущей жизни и таким образом лишая детей их языкового наследства. Подобная ситуация характерна и для языков диаспор.

Цель коллоквиума – проанализировать факторы, вызывающие прерывание естественной передачи языка от родителей детям, и те, что, напротив, поддерживают внутрисемейную передачу языка, базируясь на материале из разных регионов мира и разных социальных контекстов. Мы сравним ситуации автохтонных языков и языков диаспор и рассмотрим мульти-модальный билингвизм носителей жестового языка. Надеемся, это расширит наше видение проблемы. Для нас было важно собрать в рамках коллоквиума исследователей, работающих в различных группах носителей миноритарных языков для обмена опытом и, возможно, выработки нового понимания сходных ситуаций.

Коллоквиум организован в рамках проекта РФФИ «Динамика развития языковой ситуации в локальных группах коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока по данным лингвистических биографий». Это расширенная (и по количеству участников, и по времени, отводимому на доклады) русскоязычная версия коллоквиума The fate of linguistic heritage: transmitted to the younger generations or lost?”, прошедшего 26 марта 2021 г. в рамках XVIII международной конференции по миноритарным языкам (ICML XVIII)

Приглашаем всех желающих.

Ссылка на зум будет отправлена в Мослинг вместе с напоминанием о коллоквиуме накануне (25 мая).

Программа коллоквиума

(время московское)

09:50 Открытие коллоквиума. О.А. Казакевич (ИЯз РАН)

Утреннее заседание  10:00 – 12:30

10:00 – 10:30  Снежана Кондич (Институт Макса Планка, Йена)

«Где нам выучить наш родной язык?»

10:30 – 11:00  Ирина Владимировна Самарина (ИЯз РАН)

Малочисленные народы Вьетнама: ситуация с передачей этнических языков младшим поколениям

11:00 – 11:30  Евгения Алексеевна Ренковская (ИЯз РАН), Анастасия Сергеевна Крылова (ИВ РАН)

Система образования как препятствие для языковой передачи: миноритарные языки Индии

11:30 – 12:00  Татьяна Борисовна Агранат (ИЯз РАН)

Бабушкин язык сибирских сето

12:00 – 12:30 Ольга Анатольевна Казакевич (ИЯз РАН)

Судьба языкового наследия Сибири: почему языки не передаются детям?

12:30 – 13:00 Перерыв

Дневное заседание 13:00 – 15:10

13:00 – 13:30  Лейли Рахимовна Додыхудоева (ИЯз РАН)

Освоение первого языка в раннем детстве: язык отца или матери?

13:30 – 14:00  Марина Васильевна Куцаева (ИЯз РАН)

Раннее освоение этнического языка в марийской диаспоре Московского региона.

14:00 – 14:30  Мамадали Гасанов, Светлана Алексеевна Москвичова (РУДН)

Межпоколенная передача азербайджанского языка среди представителей азербайджанской общины в Москве

14:30 – 15:00  Светлана Игоревна Буркова (НГТУ)

Роль визуальной модальности в сохранности языка

15:00 – 15:10  Подведение итогов. Закрытие коллоквиума