Тексты

В настоящий момент на сайте выложены эвенкийские и селькупские тексты из архива ЛАЛС НИВЦ МГУ, записанные в период с 1998 по 2011 гг., и селькупские тексты из других архивов, записанные в 1920-е – 1980-е гг. Все тексты из архива ЛАЛС имеют графическое и звуковое представление, большинство также видео пердставление. Тексты из других архивов, записанные до середины 20 века, имеют только графическое представление, более поздние записи иногда и звуковое представление.

Графическое представление состоит из официально принятой для каждого языка графической записи и фонетической транскрипции, близкой к фонематической, но отражающей особенности отдельных говоров. В транскрипционной записи слова разделены на морфемы, и каждая морфема снебжена грамматической аннотацией. К текстам дается пофразовый перевод на русский язык. Таким образом, тексты на сайте можно прочитать, прослушать и просмотреть.

Кроме того, тексты можно посмотреть на портале LangueDoc, где звуковой, видео- и графический ряды синхронизированы. Для этого нужна пройти по ссылке.

свернуть развернуть
эвенкийский

Текст записан Е. П. Лебедевой в Туре в 1952 году. Подлинник рукописи хранится в архиве ИЛИ РАН. Это тетрадки с рукописными записями, сделанными Е. П. Лебедевой в экспедициях.

эвенкийский

Ия Ивановна Цуркан рассказывает о жизни. Она вспоминает о жизни в Тетее, о родных. Ия Ивановна рассуждает также о судьбе эвенкийского языка.

эвенкийский

Павел Иннокентьевич Монго рассказывает историю своего деда. Тот в детстве вместе с младшим братом нарушил запрет: разрубил нос медвежонка.

эвенкийский

Текст записан в Чиринде в 2007 году. Валентина Христофоровна Елдогир рассказывает сказку о человеке, который провалился на нижнюю землю. Что он там увидел, кого встретил? Как вернулся домой?

эвенкийский

Текст записан в пос. Сыме в 2009 г. в экспедиции под руководством О. А. Казакевич.

селькупский

Лидия Александровна говорит о том, как стала в детстве свидетельницей камлания трех шаманов: кета, селькупа, эвенка.

селькупский

В Сибири лабазом называют домик на стойках, где хранятся вещи. Часто это могут быть старые, заброшенные вещи.

эвенкийский

Текст записан в 2011 году на Таймыре, в поселке Потапово. Тамара Андреевна Богданова рассказывает сказку, услышанную в детстве от отца. В сказке говорится о противостоянии Бога и Сатаны.